Что стоит за идеей создания единого информационного пространства Китая и России?

Развязывание войны в Украине и игнорирование мнения международного сообщества заставило Россию менять внешнеполитический вектор.

Очевидно, что окончательное решение Путиным было принято в ноябре 2014 г., после общественного порицания политики России на саммите «Большой двадцатки» в австралийском Брисбене.

Тогда Путин с нескрываемым разочарованием покинул встречу до ее официального окончания, ссылаясь свою на занятость.

Очевидно, что к этому времени российский лидер уже готовил план «Б». Свидетельством тому могут быть частые встречи глав двух государств:

за 2014 г. Путин с председателем КНР Си Цзиньпином провел пять рабочих встреч;

в 2015 г., в марте Путин провел встречу с главой Канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу – соратником китайского лидера. Ну а сами главы государств встречались дважды – на праздновании Дня победы в Москве и саммите ШОС в Уфе.

Одним словом, Россия за 2014 год перенаправила вектор своей внешней политики на восток. На сегодня уже подписаны десятки российско-китайских договоров по экономическому развитию, транспорту, безопасности, коммуникациям и тому подобное.

Одним из самых интересных моментов двустороннего сотрудничества стала информационная сфера. Россия и Китай намереваются построить общее информационное пространство. Для этой цели Санкт-Петербурге был организован китайско-российском медиа-форум (25.06.2015 г.).

В рамках этой встречи был подписан ряд соглашений между российскими и китайскими информационными агентствами, телеканалами, газетами, издательствами и библиотеками о совместной реализации телевизионных издательских и информационно-просветительских проектов.

Всего в целях  российско-китайского сотрудничества в области СМИ планируется реализовать 56 совместных проектов среди которых:

·        соглашения по совместному производству художественных и документальных сериалов;

·        переводов современной и классической российской и китайской литературы;

·        мультимедийные проекты и проекты в сфере новых медиа;

·        соглашение о сотрудничестве между Международным радио Китая и МИА «Россия сегодня»;

·        контракт с медиа холдингом CNTV о трансляции китайского контента через российский эфир на территории России и стран СНГ и другое.

При этом, главным направлением взаимодействия СМИ двух стран избрано информационное сопровождение инициативы Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В этом случае и Китай и Россия преследует свои политические и экономические интересы путем использования медийных возможностей  противоположной стороны.

Например, Китаю необходимо создать очередной канал «мягкой силы» с влиянием на российскую аудиторию. Пекину очень важно, чтобы в условиях запуска ряда экономических проектов на территории России их государство не изображали угрозой для безопасности россиян.

Россия же за счет этого ожидает привлечения подготовленной миллиардной китайской аудитории к своей «специфической» точке зрения. Не секрет, что большинство стран осуждает Москву за аннексию Крыма, развязывание войны на Донбассе и поддержку террористов, сбитый гражданский Boeing и другие преступления. В мировом информационном пространстве доминирует западное мнение и Кремлю становится нереальным бороться с ним путем дополнительного финансирования российских инструментов иновещания. Поэтому, Москва решила использовать тактику мобилизации чужих ресурсов.

Безусловно, в этом случае Кремль жертвует собственной информационной безопасностью. К примеру, если раньше российская идентичность была приоритетом в информационной политике России (взять например проект «Русский мир»), то сегодня восточные ворота России открыты изнутри. Отныне, информационный поток Пекина будет пользоваться безусловным доверием. Очевидно, что в информационной безопасности России в самое ближайшее время возникнут новые приоритеты.

Уже сегодня издаваемый Международным радио Китая журнал «Дыхание Китая» выходит вкладкой в «Российскую газету». География его распространения включает десяток крупных городов РФ.

Расширяется присутствие китайских медиа в российской блогосфере, например в сети ВКонтакте, где целевая аудитория в основном школьного и студенческого возраста. Растет число образовательных проектов, обмен специалистами, проведение стажировок, организация туристических поездок и т.д.

Касаемо медиа-проектов, нужно отметить, что информационное агентство ТАСС  подписало соглашение о совместном издании альбома «Помнить историю и защищать мир: к 70-летию Победы во Второй мировой войне», торжества которой начнутся 3 сентября 2015 г. Предполагается, что презентовать его будет в Пекине президент Путин.

Кроме этого, флагман российской пропаганды МИА «Россия сегодня» будет участвовать в создании документальных фильмов, производстве радиопередач на самые актуальные темы, обмене новостным контентом и т.д.

Российская кинокомпания Mars Media совместно с китайской CCTV 1 снимут российско-китайский сериал «Ясное небо». Это фильм о советских летчиках и инженерах, которые в 1937 г. секретно помогали китайской армии в войне против Японии. Такие подразделения именовались «добровольческими отрядами» и официально не имели отношения к Красной армии. «Ясное небо» включено в список приоритетных проектов управления пропаганды ЦК коммунистической партии Китая в области межкультурного обмена между Россией и Китаем. Для российского зрителя фильм призван отбелить деятельность российских наемников на Донбассе и в Крыму.

Таким образом, Россия и Китай приступили к созданию единого информационного пространства. В подобном межгосударственном проекте каждый из них преследует свои политические и экономические интересы: Китай – расширение влияния на север и запад, а Россия – получение политической поддержки с использованием информационного ресурса Китая в своих интересах.

 

Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ, группа «ИС»

Ваша реакція на матеріал

Залишити коментар

Your email address will not be published.


*